Сцепление и привод сцепления в сборе

Сцепление 2108

Содержание

Сцепление и привод сцепления в сборе

1 – оболочка троса;
2 – нижний наконечник оболочки троса;
3 – гайка;
4 – кронштейн крепления троса;
5 – шайба;
6 – втулка;
7 – защитный чехол троса;
8 – поводок троса;
9 – вилка выключения сцепления;
10 – кожух сцепления;
11 – болт крепления кожуха сцепления к маховику;
12 – нажимной (ведущий) диск;
13 – маховик;
14 – ведомый диск;
15 – первичный вал коробки передач;
16 – нижняя крышка картера сцепления;
17 – картер сцепления;
18 – нажимная пружина;
19 – подшипник выключения сцепления (выжимной подшипник);
20 – фланец муфты подшипника;
21 – втулка муфты подшипника;
22 – верхний наконечник оболочки троса;
23 – буфер;
24 – верхний наконечник троса;
25 – ось педалей;
26 – пружина педали сцепления;
27 – педаль сцепления

Описание конструкции

Сцепление — однодисковое, сухое, с центральной нажимной пружиной 18 диафрагменного типа. Оно расположено в алюминиевом картере 17, который в свою очередь крепится к блоку цилиндров двигателя и конструктивно объединен с коробкой передач.

Кожух сцепления 10 соединен с маховиком 13 шестью болтами 11. В маховике — три штифта, которые при установке входят в соответствующие отверстия кожуха, центрируя его. Тремя парами упругих стальных пластин кожух 10 соединен с нажимным (ведущим) диском 12. Этот узел в сборе (его называют «корзиной») балансируют на стенде, поэтому заменять его следует целиком. Замена необходима при кольцевом износе лепестков нажимной пружины 18 на глубину более 0,8 мм, а также при уменьшении усилия на педали при выключении сцепления (и, соответственно, увеличении рабочего хода), что указывает на большой износ поверхности нажимного диска 12 или «осадку» нажимной пружины 18.

До 1987 года включительно выпускался кожух модели 2108 — с изогнутыми концами лепестков диафрагменной пружины (сцепление с зазорами в приводе). В настоящее время выпускается кожух 2109 с плоскими концами лепестков пружины (зазоры в приводе сцепления отсутствуют).

Различаются и муфты выключения сцепления (выжимной подшипник 19 в сборе с фланцем 20). Муфта для кожуха 2109 — с индексом 2110.

Ведомый диск 14 в сборе с пружинным демпфером крутильных колебаний расположен на шлицах первичного вала 15 коробки передач. Его заменяют при биении диска в зоне накладок более 0,5 мм, их растрескивании, задирах или неравномерном износе, а также если расстояние между рабочей поверхностью накладки и головкой заклепки — менее 0,2 мм.

Привод сцепления — тросовый, беззазорный (свободный ход педали отсутствует). Педаль сцепления 27 установлена на оси 25. Ее верхний конец соединен с наконечником троса 24. Оболочка троса 1 одним концом упирается в моторный щит со стороны моторного отсека, а другим — в кронштейн силового агрегата. Поводок троса 8 соединен с вилкой 9 выключения сцепления. Трос на выходе из оболочки защищен резиновым чехлом 7. На наконечнике оболочки расположены две гайки 3 для регулировки привода. После регулировки гайки контрят, стянув их вместе.

После замены сцепления ход педали до упора в коврик пола должен составлять 125–135 мм. В процессе эксплуатации накладки ведомого диска изнашиваются и ход педали увеличивается. Если он превысил 160 мм, необходима регулировка привода или, возможно, потребуется замена элементов сцепления.

Если на автомобиле установлено сцепление с зазорами в приводе (на рычаге вилки выключения сцепления установлена оттяжная пружина), то свободный ход рычага при перемещении его от руки (преодолевается усилие оттяжной пружины) должен составлять 3,3–4,7 мм.

Сцепление: виды и принцип работы

Автомобиль без сцепления работать не может. Принцип работы данного устройства у различных марок автомобилей одинаков, но каждый комплект сцепления и каждое сцепление в сборе имеют свои особенности.

Комплект сцепления: модификация имеет значение

Сцепление в сборе (узел), состоящее из нажимного диска, выжимного подшипника, ведомого диска, вилки привода, системы привода и педали выключения, по своему устройству можно разделить на несколько видов:

  1. Многодисковое и однодисковое – по количеству ведомых дисков;
  2. Сухое и влажное – по среде работы;
  3. Гидравлическое, механическое и электрическое (АКПП) – по приводу в действие;
  4. С усилителем (ПГУ) и без.

Роботизированная КПП (АКПП)

РКПП собрана по принципу механической коробки передач, но имеет свои особенности – два ведущих вала, каждый из которых имеет свое сцепление. Также в состав РКПП входит актуатор, предназначенный для передвижения синхронизаторов КПП. Таким образом, актуатор это гидравлический или электрический сервопривод.

Механическая система привода

Механический привод встречается в основном на легковых автомобилях с силовыми агрегатами малой мощности. Данный привод довольно дешев и прост в производстве и ремонте. Он включает в себя следующие конструктивные элементы:

  • Педаль;
  • Трос;
  • Вилка;
  • Картер;
  • Муфта;
  • Устройство регулирования;
  • Выжимной подшипник.

Главным в этой «коалиции» является тросик, который после нажатия на педаль, воздействует на рычажное устройство (вилка). В силу этого в действие приводится выжимной подшипник, и сцепление выключается. Можно купить данное сцепление в сборе или приобрести ремкомплект.

Гидравлическая система

Гидравлический привод более сложен в устройстве, поэтому лучше менять все сцепление в сборе, и имеет следующие элементы:

  • Вилка;
  • Педаль;
  • Муфта;
  • Рабочий и главный цилиндр;
  • Гидравлическая магистраль;
  • Картер;
  • Бачок для жидкости.

Внимание. Последние четыре элемента заменяют в приводе гибкий тросик сцепления, минимизируя возникновение неполадок (тросик подвержен износу и поломкам).

Главный цилиндр соединен с педальным злом штоком, с регулируемой конструкцией. Картер сцепления является местом расположения рабочего цилиндра, связанного штоком с рычажным механизмом. Данный комплект сцепления работает по принципу действия гидравлической тормозной системы.

Совет. Меняя сцепление в сборе, вы избежите возможных проблем в будущем. А выбирая модель не имеющую в составе тросик, вы можете быть спокойны за эксплуатацию трансмиссии. Если же нет возможности купить сцепление в сборе, можно временно реанимировать свой автомобиль ремкомплектами.

Специальные виды

На сегодняшний день помимо привычных для всех видов трансмиссии имеются и более редкие, такие как двойное и керамическое сцепление.

На спортивных и грузовых машинах используется керамическое сцепление, имеющее высокий коэффициент трения. Керамическое сцепление непригодно для использования на обычных автомобилях, так как ее резкое «схватывание» допустимо только при высоких нагрузках. Но при этом нагрузка на водителя практически не поступает, так как работу облегчает ПГУ.

На протяжении нескольких лет в производстве традиционных авто стали использовать и двойное сцепление. Стоит отметить, что на спортивных марках двойное сцепление в сборе успешно используется уже не один десяток лет. Принцип ее работы таков:

  • Одно отвечает за работу четных передач;
  • Второе – за работу нечетных;
  • Педаль отсутствует;
  • Отсутствует трос;
  • Имеется сцепная муфта;
  • Управление происходит с помощью гидравлики и сложной электроники.

Специалисты уже сейчас называют двойное сцепление трансмиссией будущего. А к такой особенности, как двойной выжим педали, автовладелец быстро привыкает.

Хотя в комплект сцепления могут входить различные составляющие, основные элементы остаются схожими.

  • Нажимной диск является частью самого главного элемента узла – корзины, включающей в себя кожух и диафрагменную пружину. Именно за счет него происходит соединение маховика и ведомого диска. Нажимной диск и кожух соединены пластичными пружинами, играющими возвратную роль при выключении сцепления и называющимися тангенциальными.
  • Фрикционные накладки могут быть изготовлены из керамики, кевларовых нитей и прочих материалов. Крепятся они, как и муфта, при помощи клепок.
  • Выжимной подшипник крепится не на вал, хотя и расположен на нем, а на кожух. Он приводит в действие вилку, которая в свою очередь нажимает на оправку подшипника.
  • Муфта служит для плавного разъединения и соединения выходного и входного вала. Именно муфта отвечает за передачу энергии без потерь.
  • Трос является неотъемлемой частью механической КПП. Педаль и трос соединяются между собой, оказывая воздействие на все устройство сцепления автомобиля.

ПГУ сцепления устанавливается обычно на тяжелой технике, в которой по-прежнему используется механический принцип работы трансмиссии, в состав которой входит трос сцепления. Основным принципом ее работы является наличие в системе сжатого воздуха. ПГУ сцепления при нажатии на педаль выдавливает не только тормозную жидкость, но и 8-10 атм. воздуха. Поэтому основной задачей ПГУ является облегчение жизни автовладельца.

Внимание. В силу больших нагрузок ПГУ может выйти из строя. Основным признаком поломки ПГУ, является подтекание жидкости. Если вами была замечена подобная проблема, то на это может быть несколько причин – бракованная ПГУ, неправильная регулировка или чрезмерные нагрузки. Стандартный комплект сцепления обычно не содержит гидроусилителя.

Покупая сцепление в сборе, вы не только экономите средства, но и выигрываете время до следующего ремонта главного узла трансмиссии. Сцепление в сборе является гарантом беззаботной езды на протяжении многих месяцев.

Сцепление и привод сцепления в сборе

Читайте про принцип работы сцепления на автомобилях ВАЗ 2110, 2111, 2112, а также в чём разница в сцеплении между десятой и двенадцатой моделях.

Схема сцепления: детали

15 – первичный вал коробки передач;

1 – оболочка троса;
2 – нижний наконечник оболочки троса; 16 – нижняя крышка картера сцепления;
3 – кронштейн крепления троса; 17 – картер сцепления;
4 – защитный чехол троса; 18 – нажимная пружина;
5 – нижний наконечник троса; 19 – подшипник выключения сцепления (выжимной подшипник);
6 – регулировочная гайка; 20 – фланец муфты подшипника;
7 – контргайка; 21 – втулка муфты подшипника;
8 – поводок троса; 22 – уплотнитель;
9 – вилка выключения сцепления; 23 – верхний наконечник оболочки троса;
10 – кожух сцепления; 24 – верхний наконечник троса;
11 – болт крепления сцепления к маховику; 25 – кронштейн педали сцепления;
12 – ведущий диск; 26 – пружина педали сцепления;
13 – маховик; 27 – педаль сцепления;
14 – ведомый диск; 28 – упорная пластина.

Принцип работы автомобильного сцепления

В картере из алюминия (17), находится однодисковое сцепление с нажимной пружиной диафрагменного типа. Алюминиевый картер крепится к блоку двигателя тремя болтами и 1-ой шпилькой, и это объединяется с коробкой переключения передач. Кожух сцепления (10) соединяется шестью болтами с маховиком (номер 13). Кожух имеет три отверстия, в которые входят штифты маховика при установке. Кожух (10) соединяется ведущим диском (12) с помощью трёх упругих стальных пластин. Этот узел рекомендуется менять в полном сборе, так как он балансируется на стенде.

Эта замена требуется при уменьшении усилия на педали при выключении сцепления (это говорит о просадке пружины или большой износ поверхности ведущего диска), а также при износе более 0,8 мм лепестков нажимной пружины (18). На шлицах первичного вала (15) коробки переключения передач установлен ведомый диск (14) в сборе с пружинно-фрикционным демпфером крутильных колебаний. Замена требуется если: от заклёпок до накладок меньше 0,2 мм, задирах, растрескивании, неравномерном износе, биение диска в зоне накладок больше чем 0,5 мм. Читайте подробнее статьи про ремонт сцепления и как снять маховик.

Отличие сцепления ВАЗ 2110 от 2112

Сцепление на двигателе ВАЗ 2112, выпускается с другими характеристиками нажимной пружины и пружины демпфера отличить это можно по следующим признакам: по прорези лепестков нажимной пружины (см. рис.1) и пружинам демпфера ведомого диска (см. рис.2)

    Лепестки нажимной пружины сцепления двигателя ВАЗ 2112.

  • Две пружины из шести на диске нового поколения – меньшего размера и смещены ближе к центру.
  • Диск нажимной пружины на двигателе ВАЗ 2112 по размерам (200 x 140) точно такой же, как и на модели ВАЗ 2110, но крутящий момент больше на 12 % за счёт усиленной нажимной пружины. На ВАЗ 2110 можно поставить диск нажимной пружины от ВАЗ 2112. При установке нажимного диска от двенадцатки на модель ВАЗ 2110 возрастает усилие при нажатии на педаль сцепления. Диски нажимной пружины от 2110 на 2112 ставить нельзя.

    Привод сцепления на автомобиле тросовый и без зазоров (нет свободного хода педали при постоянно включённом сцеплении). В специальном кронштейне (25) на оси установлена педаль сцепления (27), её верхний конец соединяется с наконечником троса (24),оболочка тросика закреплена на кронштейне педали сцепления, а в моторном отсеке на кронштейне (3) силового агрегата. Стальной трос (8) соединяется с вилкой выключения сцепления (номер на схеме 9). Прорезиненный чехол (4) накрывает конец стального троса, гайки (6 и 7) расположенные рядом предназначены для регулировки привода. После регулировки гайки стягивают вместе — контрят.

    После замены сцепления необходимо отрегулировать ход педали сцепления (смотрите «Замена троса сцепления»). Со временем накладки ведомого диска стираются и из-за этого ход педали увеличивается. Максимум допустимая норма хода педали сцепления не больше 160 мм.

    Сцепление автомобиля ВАЗ 2110 – устройство, описание, привод, замена сцепления

    ↑ Устройство сцепления ВАЗ 2110 и привод сцепления в сборе

    1 – оболочка троса; 2 – нижний наконечник оболочки троса; 3 – кронштейн крепления троса; 4 – защитный чехол троса; 5 – нижний наконечник троса; 6 – регулировочная гайка; 7 – контргайка; 8 – поводок троса; 9 – вилка выключения сцепления; 10 – кожух сцепления; 11 – болт крепления сцепления к маховику; 12 – ведущий диск; 13 – маховик; 14 – ведомый диск; 15 – первичный вал коробки передач; 16 – нижняя крышка картера сцепления; 17 – картер сцепления; 18 – нажимная пружина; 19 – подшипник выключения сцепления (выжимной подшипник); 20 – фланец муфты подшипника; 21 – втулка муфты подшипника; 22 – уплотнитель; 23 – верхний наконечник оболочки троса; 24 – верхний наконечник троса; 25 – кронштейн педали сцепления; 26 – пружина педали сцепления; 27 – педаль сцепления; 28 – упорная пластина

    ↑ Принцип работы сцепления автомобиля ВАЗ-2110

    Сцепление ВАЗ-2110 – однодисковое, сухое, с центральной нажимной пружиной диафрагменного типа. Расположено в алюминиевом картере 17, прикрепленном тремя болтами и одной шпилькой к блоку двигателя и конструктивно объединенном с коробкой передач. Кожух сцепления 10 соединен с маховиком 13 шестью болтами. В маховике имеются три штифта, которые при установке входят в соответствующие отверстия кожуха, центрируя его. Тремя парами упругих стальных пластин кожух 10 соединен с ведущим диском 12. Этот узел в сборе балансируют на стенде, поэтому заменять его следует целиком.

    ↑ Причины замены сцепления

    Замена необходима при кольцевом износе лепестков нажимной пружины 18 на глубину более 0,8 мм, а также при уменьшении усилия на педали при выключении сцепления (и, соответственно, увеличении рабочего хода), что указывает на большой износ поверхности ведущего диска или «осадку» пружины. Ведомый диск 14 в сборе с пружинно-фрикционным демпфером крутильных колебаний установлен на шлицах первичного вала 15 коробки передач. Его заменяют при биении диска в зоне накладок более 0,5 мм, их растрескивании, задирах или неравномерном износе, а также в том случае, если расстояние от поверхности накладки до заклепок составляет менее 0,2 мм.

    ↑ Отличия сцепления на автомобилях ВАЗ-2112

    На автомобилях с двигателем ВАЗ-2112 применяется сцепление с другими характеристиками нажимной пружины и пружин демпфера ведомого диска. Отличить это сцепление можно по отверстию в прорези лепестков нажимной пружины и пружинам демпфера ведомого диска, маркированным краской.

    Диск ВАЗ-2112 той же размерности (200х140), что и ВАЗ-2110, но передает более высокий крутящий момент за счет усиленной нажимной пружины (в среднем на 12%). Диски 2112 можно ставить на «десятку». При этом несколько возрастает усилие на педали сцепления. «Десятые» диски на «двенадцатый» двигатель ставить нельзя.

    ↑ Привод сцепления

    Привод сцепления – тросовый, беззазорный (свободный ход педали отсутствует, сцепление постоянно включено). Педаль сцепления 27 установлена на оси в специальном кронштейне 25. Ее верхний конец соединен с наконечником троса 24, оболочка которого со стороны салона закреплена на кронштейне педали сцепления, а в моторном отсеке – на кронштейне 3 силового агрегата. Соответствующий поводок троса 8 соединен с вилкой выключения сцепления 9. Конец троса защищен резиновым чехлом 4, рядом расположены две гайки 6 и 7 для регулировки привода. После регулировки гайки контрят, стянув их вместе.

    После замены сцепления регулируется ход педали сцепления. В процессе эксплуатации накладки ведомого диска изнашиваются, и ход педали увеличивается. Максимально допустимый ход педали сцепления не должен превышать 160 мм.

    Сцепление и привод сцепления в сборе

    Автомобильное сцепление. Часть 1: основные понятия, состав узла и распространенные неисправности

    опубликовано 21.08.2015

    Даже начинающим водителям известно, что автомобильное сцепление — многокомпонентный конструкционный элемент, который предназначен для плавного присоединения маховика мотора к первичному валу КПП при начале движения с места или во время переключения передач. То есть о важности его роли в эксплуатации транспортных средств говорить излишне, однако освежить знания никогда не поздно, а дополнительная информация позволит избежать множества проблем в дальнейшем.

    Узел сцепления автомобиля — основной элемент, предназначенный для выключения крутящего момента при переключении передач. В сборе представляет собой узел с системой привода и педалью, расположенной в салоне авто. Существуют различные виды приводов сцеплений, применяемых в современных моделях.

    Разновидности сцепления

    Прежде чем выбрать и купить сцепление, необходимо знать базовую информацию об устройстве и особенностях работы этого узла.

    Различают одно-, двух- и многодисковые механизмы в зависимости от количества ведомых дисков.

    По типу привода сцепления выделяют следующие системы:

    • механическая,
    • гидравлическая,
    • электрическая.

    Также существует комбинированная система привода.

    Из чего состоит узел сцепления

    Полный комплект сцепления и связанная с ним система состоят из следующих элементов:

    • Нажимной диск. Основание и площадка, соединенные между собой выжимными пружинами. Элемент жестко связан с маховиком двигателя.
    • Ведомый диск. Состоит из основания, фрикционных накладок, муфты, демпферных пружин. Необходим для гашения вибраций при включении сцепления.
    • Фрикционные накладки. Элементы из композитного материала, которые крепятся к основанию посредством заклепок.
    • Выжимной подшипник. Приводит в действие вилку сцепления. Устанавливается в защитном кожухе первичного вала.
    • Система привода. Привод может быть механическим, гидравлическим или электрическим.
    • Педаль. В машинах с МКПП присутствует, помимо газа и тормоза, третья педаль — сцепления, в авто с АКПП этот элемент отсутствует.

    Так как износостойкость всех деталей сцепления примерно одинаковая, при выходе из строя одной в ближайшее время появятся проблемы с другими. Именно поэтому рекомендуется купить сцепление в сборе и поменять комплект полностью.

    Основные неисправности узла сцепления

    При возникновении неисправностей, о которых мы расскажем ниже, будьте готовы к тому, что придется купить комплект сцепления — иначе неприятностей на дороге не избежать.

    Неполное включение

    Возникает проскальзывания дисков относительно друг друга. В основном водитель авто замечает неисправность при переключении высших передач. Если своевременно не выполнить ремонт, установив новое сцепление в сборе, это может привести к появлению пробуксовки и на низших передачах. В салоне автомобиля может появиться неприятный запах, вызванный изнашиванием и обгоранием фрикционных накладок.

    Причины неисправности — малый ход педали сцепления, деформации ведомого диска, износ фрикционных накладок и их замасливание, ослабление пружин.

    Неполное выключение

    Неисправность обнаруживается во время включения передачи. При несвоевременном ремонте возникает износ КПП. Помните, что на новое сцепление цена куда доступнее, чем на сцепление и коробку передач.

    Причины неисправности — увеличенный ход педали, дефекты выжимных дисков, загустение или загрязнение консистентной смазки. Также причинами могут быть деформации подшипника первичного вала, замасливании ведомого и нажимного диска.

    Рывки при включении

    Автомобиль трогается с места «рывками». Основные причины данной неисправности — деформации фрикционных накладок, демпферных пружин, износ шайб и выжимного подшипника, заедание муфты.

    Другие неисправности сцепления автомобиля

    К прочим неисправностям можно отнести следующие поломки:

    • Тросовое сцепление не включается. Возможная причина — обрыв троса.
    • Гидравлическое сцепление не полностью выключается. Может быть связано с попаданием воздуха в привод выключения.
    • Педаль «заедает» при отпускании. Обычно вызывается отсоединением возвратной пружины.
    • Посторонние шумы при выключении. Возможно, износ выжимного подшипника.
    • Поднятие педали, значительное снижение уровня тормозной жидкости. Связано с износом фрикционных накладок.

    Выбор автомобильного сцепления

    На автомобильном рынке представлен довольно большой выбор сцепления от разных производителей. Специалисты рекомендуют обратить внимание на сцепление VALEO и KRAFTTECH. Данные узлы выпускаются на собственных заводах производителя. Всего в каталоге VALEO представлены 1 100 наименований готовых комплектов узлов и свыше 700 позиций отдельных деталей, включая спортивные сцепления, гидравлические ограничители хода и другие запчасти. Компания занимается производством элементов трансмиссии более 80-ти лет — за это время был накоплен большой опыт.

    Любой комплект сцепление VALEO и все элементы системы поставляются с компакт-дисками, а инструкция может сопровождаться поэтапными фотографиями, что облегчает установку и замену деталей. Детали надежно упакованы в фирменную пленку, защищающую элементы при транспортировке.

    Наиболее популярные комплекты сцепления ТМ VALEO представлены в таблице ниже. Весь ассортимент ламп этого бренда можно найти в каталоге.

    * Применяемость деталей конкретно для Вашего автомобиля уточняйте у менеджеров по телефону: 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

    Производитель Наименование Номер детали Применяемость*
    VALEO Комплект сцепления DWK030 CHEVROLET Aveo Lanos
    VALEO Комплект сцепления DWK047 CHEVROLET Aveo Lanos
    VALEO Комплект сцепления 828053 CHEVROLET Aveo Spark
    VALEO Комплект сцепления DWK040 CHEVROLET Aveo 2 Rezzo
    VALEO Комплект сцепления 826787 CHEVROLET LACCETTI NUBIRA
    VALEO Комплект сцепления 834056 CHEVROLET LACCETTI NUBIRA
    VALEO Комплект сцепления DWK027 CHEVROLET Lanos
    VALEO Комплект сцепления DWK037 CHEVROLET Spark
    VALEO Комплект сцепления 828053 DAEWOO Matiz
    VALEO Комплект сцепления DWK037 DAEWOO Matiz
    VALEO Комплект сцепления 826995 HYUNDAI Accent
    VALEO Комплект сцепления HDK204 HYUNDAI Elantra Accent I20
    VALEO Комплект сцепления 826742 HYUNDAI Getz 1,4
    VALEO Комплект сцепления HD90 HYUNDAI H-100
    VALEO Комплект сцепления 826825 HYUNDAI Santa Fe
    VALEO Комплект сцепления 828005 HYUNDAI Starex / Н1
    VALEO Комплект сцепления 826299 HYUNDAI Соната Тагаз
    VALEO Комплект сцепления 826995 KIA Ceed 2007 — 2012
    VALEO Комплект сцепления 821115 KIA Karens Sportage
    VALEO Комплект сцепления MBK077 Mitsubishi Pajero 3 Montero
    VALEO Комплект сцепления 826426 Mitsubishi L200
    VALEO Комплект сцепления 828600 Mitsubishi Lancer 9
    VALEO Комплект сцепления DWK060 Нет даных

    В автогипермаркете IXORA вас ждет большой выбор сцеплений от разных производителей, и наши специалисты помогут подобрать идеально подходящее именно для вашей модели.

    Получить профессиональную консультацию при подборе товара и подробную информацию по всем интересующим Вас вопросам можно позвонив по телефону — 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

    Лада 2111 «1.6 атмосферный» › Бортжурнал › Экономим деньги и покупаем наилучший комплект сцепления на Ваз десятого семейства! +бонус Начинаю делать Стелс=)

    Хватит писать мелочи жизни, приступаем к настоящей бомбардировке ноу-хау, буду вам рассказывать то, что никто ещё не знает, не где не упоминалось, никто ещё не делал, как сэкономить деньги там, где не получается не у кого, кто даже не предполагал, что такое возможно, что по физике не возможно!
    Только одно условие!
    У вас должны расти руки из правильного места, вы не должны бояться их запачкать, у вас должно быть не стандартное мышление и желание сделать то, что ещё никто не делал)))) А главное в комментариях не сильно меня обсуждать)))))

    Поговорим сегодня про то, какое сцепление хорошее и долговечное купить и на этом сэкономить деньги …
    Самое дорогой комплект сцепление на сегодняшний день для Ваз, это SACHS, не стоит тратить такие деньги на него, как 4600 руб., цена на 2016 год, на десятое семейство автомобилей, на Приору оно ещё дороже …
    Есть замена на не худшее качество, это — LUK, цена — 3500, качество сравнимое с SACHS, но цена ниже на 1100 руб., кому то и эта тыща нужней, чем барыгам что толкают нам эти запчасти с нечеловеческой накруткой …

    Сразу признаюсь, другие бренды я не перевариваю что касается комплектов сцепления … но есть одно НО!
    Всегда уважал и рекомендовал родные Вазовские запчасти, что в сине-белых коробках, что реально не проиграют в качестве и SACHS и другим любым, а даже выигрывают.
    Хоть и было желание купить LUK, что по цене и качеству идеальное сцепление, но как всегда приобрёл родное Вазовское, сейчас объясню почему и самое главное сколько это стоит …=)
    Приобрёл я весь комплект за 2500 всего, в него входит диск, корзина и выжимной, чисто родное Вазовсккое сцепление в сине-белой коробке, причём данное сцепление для приоры 2170 …

    Вот фото комплекта:

    А теперь смотрим кто производитель РОДНОГО Вазовского сцепления …

    Как видно по клейму на клёпках и фрикционной накладке, это наш родной LUK, только вот цена не 3500, а 2500)))))

    Почему я взял приоровское сцепление, потому что бытует мнение среди друзей и знакомых, да и по работе часто встречалось, что приоровское сцепление усиленное

    Я решил разобраться сам и показать в чём оно усиленное!

    Вот фото диска сцепления:

    Что касается корзины, то лепестков выжимного диска больше, они расставлены чаще, между ними промежутки пустот меньше, выжым проходит плавней и равномерней. Сама корзина сделана очень добротно и профессионально!

    Выжимной подшипник я взял не приоровский а десятого семейства. Почему? Да потому что он имеет более мощный подшипник, более надёжную и выжимную прочность, приоровский сделали какой то «хлипенький» … Не забудьте смазать данный выжимной подшипник дополнительно перед установкой смазкой, потому что с завода вам как всегда пожалеют смазки, чтобы снизить долговечность его, и в целом всего комплекта сцепления, так как многие автолюбители слыша звуки при выжиме педали сцепления со временем, думают что их сцепление уже пора менять, а на самом деле всего лишь вышел из строя выжимной …

    Мы покупаем родное Вазовсео сцепление, но оно у нас оказывается бренда LUK, что нечем по качеству не уступает SACHS, но если по ценам сравнить, то SACHS — 4600 руб., LUK — 3500 руб., а родное Вазовское всего за 2500, чувствуете как барыги ценами играют?)))))

    Небольшая подробность!
    Сцепление это я взял не комплектом, а по отдельности диск сцепления, корзину и выжимной, каждая вещь имела свою автовазовскую коробку сине-белого цвета, магазин проверенный, левак там не продают! Если брать комплектом, то цена уже будет 2800, на 300 руб. дороже … 😉

    Кстати у нас с продавцом вышел не большой спор про сцепление, он говорил что мне на 2111 не подойдёт приоровское сцепление))))) Я ему говорю — маховик один и тот же, крепление болтов одинаковое … так чем не пододёт то? А он — оно усиленное … 0-о))))) Я ему — а чем усиленное сцепление влияет на крепление и маховик с коробкой? Ответа я так и не дождался))))) Они сам не знаю что продают … так что меньше интересуйтесь у продавцов, сами ищите что вам нужно!

    Я купил сцепление это не потому что у меня оно накрылось или накрывается замечу не скромно, а за ранее так сказать, пока менять старое не собираюсь, буду его добивать, оно работает исправно, просто я знаю, что машина моя задержится в моём владении на долго, а сцепление я не менял с момента покупки авто, мало ли денег не окажется доступных когда приспичит, так что Ваз всё-таки не ломается 😉

    Дальше по списку, задумал я делать Стелс, мой старый и вроде не такой уж старый короб мне наскучил, занимает половину багажника, тяжёлый, каждый раз отключать усилитель и вытаскивать если что то крупногабаритное перевозить надоело … короб честно сказать получился очень идеальный, прокачивает машину просто на ура, но пора подумать о вместительности багажника и весе, так как разгонятся хочется с моими не слабым двигателем по быстрей, а вес, он и в Африке лишний вес=)

    Для изготовления Стелса в бок кармана было куплено:

    Дальше было куплено средство от комаров и собак, что в нашей жизни встречается иногда, убивать жалко, сидеть за них не охота, пусть живут гады, но жизнь мы им подпортим малость, как мой друг близкий говорит — «кулюторно»))))

    Ну и купил младшему ребёнку тапок 14 радиуса, а то он любит на своём велосипеде жучка покрутить, что аж за один день стёр его до корда и оно даже посмело взорваться под ним)))))

    Ну и стоимость моей сегодняшней поездки по магазинам всего 5500 руб.))))) Так, чисто житейские проблемы, как говорится — «В большой семье *блом не щёлкай»)))))

    Желаю всем удачи в поездках » по магазинам»))))

    Устройство сцепления Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112, Лада Десятка


    сцепление и привод сцепления в сборе

    1 – оболочка троса
    2 – нижний наконечник оболочки троса
    3 – кронштейн крепления троса
    4 – защитный чехол троса
    5 – нижний наконечник троса
    6 – регулировочная гайка
    7 – контргайка
    8 – поводок троса
    9 – вилка выключения сцепления
    10 – кожух сцепления
    11 – болт крепления сцепления к маховику
    12 – ведущий диск
    13 – маховик
    14 – ведомый диск
    15 – первичный вал коробки передач
    16 – нижняя крышка картера сцепления
    17 – картер сцепления
    18 – нажимная пружина
    19 – подшипник выключения сцепления (выжимной подшипник)
    20 – фланец муфты подшипника
    21 – втулка муфты подшипника
    22 – уплотнитель
    23 – верхний наконечник оболочки троса
    24 – верхний наконечник троса
    25 – кронштейн педали сцепления
    26 – пружина педали сцепления
    27 – педаль сцепления
    28 – упорная пластина

    Сцепление – однодисковое, сухое, с центральной нажимной пружиной диафрагменного типа. Расположено в алюминиевом картере 17, прикрепленном тремя болтами и одной шпилькой к блоку двигателя и конструктивно объединенном с коробкой передач ваз 2112. Кожух сцепления 10 соединен с маховиком 13 шестью болтами. В маховике имеются три штифта, которые при установке входят в соответствующие отверстия кожуха, центрируя его. Тремя парами упругих стальных пластин кожух 10 соединен с ведущим диском 12. Этот узел в сборе балансируют на стенде, поэтому заменять его следует целиком.

    Замена необходима при кольцевом износе лепестков нажимной пружины ваз 2112 на глубину более 0,8 мм, а также при уменьшении усилия на педали при выключении сцепления (и, соответственно, увеличении рабочего хода), что указывает на большой износ поверхности ведущего диска или «осадку» пружины. Ведомый диск 14 в сборе с пружинно-фрикционным демпфером крутильных колебаний установлен на шлицах первичного вала 15 коробки передач. Его заменяют при биении диска в зоне накладок более 0,5 мм, их растрескивании, задирах или неравномерном износе, а также в том случае, если расстояние от поверхности накладки до заклепок составляет менее 0,2 мм.

    На автомобилях с двигателем ваз 2112 применяется сцепление с другими характеристиками нажимной пружины и пружин демпфера ведомого диска. Отличить это сцепление можно по отверстию в прорези лепестков нажимной пружины и пружинам демпфера ведомого диска, маркированным краской.


    Лепестки нажимной пружины сцепления двигателя ВАЗ-2112

    Две пружины из шести на диске нового поколения – меньшего размера и смещены ближе к центру


    Диск ваз 2110 той же размерности (200х140), что и ВАЗ-2110, но передает более высокий крутящий момент за счет усиленной нажимной пружины (в среднем на 12%). Диски 2112 можно ставить на «десятку». При этом несколько возрастает усилие на педали сцепления. «Десятые» диски на «двенадцатый» двигатель ставить нельзя.

    Привод сцепления – тросовый, беззазорный (свободный ход педали отсутствует, сцепление постоянно включено). Педаль сцепления 27 установлена на оси в специальном кронштейне 25. Ее верхний конец соединен с наконечником троса 24, оболочка которого со стороны салона закреплена на кронштейне педали сцепления, а в моторном отсеке – на кронштейне 3 силового агрегата. Соответствующий поводок троса 8 соединен с вилкой выключения сцепления 9. Конец троса защищен резиновым чехлом 4, рядом расположены две гайки 6 и 7 для регулировки привода ваз 2111. После регулировки гайки контрят, стянув их вместе.

    После замены сцепления регулируется ход педали сцепления ваз 2110 (см. Снятие и регулировка троса сцепления). В процессе эксплуатации накладки ведомого диска ваз 2110 изнашиваются, и ход педали увеличивается. Максимально допустимый ход педали сцепления не должен превышать 160 мм.

    Сцепление автомобиля ВАЗ 2110

    1-оболочка троса, 2-нижний наконечник оболочки троса, 3-кронштейн крепления оболочки троса, 4-защитный чехол троса, 5-нижний наконечник троса, 6-регулировочная гайка, 7-контргайка, 8-поводок троса, 9-вилка выключения сцепления, 10-верхний наконечник троса, 11-упорная пластина, 12-верхний наконечник оболочки троса, 13-уплотнитель, 14-педаль сцепления, 15-пружина педали сцепления, 16-кронштейн педали сцепления.

    Сцепление в сборе

    1-поводок троса, 2-вилка выключения сцепления, 3-кожух сцепления, 4-болт крепления сцепления к маховику, 5-нажимной диск, 6-маховик, 7-ведомый диск, 8-первичный вал коробки передач, 9-нижняя крышка картера сцепления, 10-картер сцепления, 11-нажимная пружина, 12-подшипник выключения сцепления, 13-фланец муфты подшипника, 14-втулка муфты подшипника, 15-ограничительная втулка.

    Сцепление автомобиля ВАЗ 2110 однодисковое, имеющие центральную нажимную пружину 11(рис.2). К маховику 6 крепится кожух 3 при помощи шести болтов 4. С нажимным диском 5, кожух соединяется тремя парами упругих пластин.

    Ведомый диск 7 в сборе с демпфером установлен на шлицах первичного вала 8 коробки переключения передач.

    У автомобилей, имеющих двигатель ВАЗ-2112 устанавливается сцепление, которое отличается характеристиками нажимной пружины ведущей части сцепления и пружинами демпфера ведомого диска. Для того, чтобы различить ведущие части сцепления, на сцеплении ВАЗ 2112 установлена метка в виде отверстия в одной из прорезей лепестков нажимной пружины. А ещё на двух пружинах демпфера ведомого диска 2112 есть полоски краски белого цвета.

    Тип привода сцепления — тросовый, беззазорный. Зазоров в приводе нет.

    Педаль привода сцепления 14 (рис.1) крепится в кронштейне 16 на оси. Верхняя часть педали сцепления соединена с наконечником троса 10. Верхний наконечник оболочки 12 крепится на кронштейне педали сцепления с помощью упорной пластины 11. Нижний наконечник 2 крепится в кронштейне 3 на двигателе. Трос 8 соединён с вилкой выключения сцепления 9. Подшипник выключения сцепления автомобиля закрытого типа. В процессе эксплуатации он не требует смазки.

    Полный ход педали сцепления автомобиля ВАЗ 2110 (педаль до упора в коврик) составляет 120-130 мм. Во время эксплуатации авто происходит износ накладок ведомого диска сцепления. В следствии чего, педаль приподымается и полный ход ее увеличивается. Допустимый максимальный ход педали сцепления составляет 160 мм.

    — Для определения величины хода педали сцепления, необходимо приложить линейку рядом с площадкой педали, уперев ее перпендикулярно в коврик пола автомобиля. Определить по шкале линейки расстояние от пола до поверхности площадки педали. В случае, если эта величина будет составлять более 160 мм, необходимо отрегулировать привод сцепления.


    — В подкапотном пространстве на наконечнике троса необходимо ослабить затяжку контргайки 1. Регулировочной гайкой 2 необходимо установить полный ход педали 120-130 мм. При отворачивании гайки, ход педали уменьшается а при наворачивании, соответственно ход увеличивается.


    — Нажмите на педаль сцепления 3 — 4 раза. После этого ещё раз необходимо замерять ход педали сцепления.

    — Если необходимо, подрегулируйте полный ход педали. После этого затяните контргайку.


    — Резиновую ограничительную втолку сдвиньте до упора в вилку.

    Если понравилась Вам статья, добавьте ее в соц. сети. Заранее благодарим Вас!

    Устройство сцепления ВАЗ 2110, ремонт и выбор лучшего

    Рассмотрим, что такое сцепление на ВАЗ 2110, какую роль оно играет в системе управления автомобилем, какую систему и от какого производителя лучше выбрать. А также – как проверить работоспособность, устранить неисправности.

    Схема сцепления ВАЗ 2110

    Назначение

    Собственно, система сцепления придумана для того, чтобы плавно передавать крутящий момент от коленвала на коробку передач.

    Принцип работы и составляющие

    Сцепление является однодисковым, с центральной нажимной пружиной. Привод – тросовый. Кожух прикреплен к маховику и нажимному диску. Есть также ведомый диск.

    Для десяток «родная» система сцепления – ВИС, и хотя по отзывам многие ее ругают, но также немало тех, кто считает, что лучше ВИС (ВАЗИНТЕРСЕРВИС) для ВАЗа не существует.

    Главными составляющими являются:

    • Кожух;
    • Нажимной и ведомый диски;
    • Картер с нижней крышкой. Также имеет опорные плоскости, с помощью которых картер прикреплен к раме;
    • Выжимной подшипник для выключения сцепления с муфтой;
    • Маховик;
    • Вилка для выключения;
    • Поводок троса, непосредственно идущий к педали сцепления (крайняя левая).

    Таково, вкратце, устройство сцепления ВАЗ 2110.

    Выбор альтернативы

    Как показывает независимое исследование (по отзывам голосованию в интернете), лучшим комплектом для десятки признано KRAFT-TECH, за ним следует LUK, затем VALEO, SACHS. На пятом месте оказалось сцепление ВИС (ВАЗИНТЕРСЕРВИС) российского производства – для тех, кому родное лучше, понятнее, плюс дешевле.

    Кроме того – в ремонте эта система проще: обнаружив неисправности, у ВИС достаточно отрегулировать педаль, подтянуть тросик, и можно ездить дальше. А при потребности заменить все в сборе, выходит значительно дешевле.

    Однако, независимо от того, какой комплект выбрали вы для себя: ВИС или одно из европейских (Китай мы не обсуждаем), а может быть «сборный», нужно знать, как определить неисправности, реагировать на них.

    Обнаружение и исправление неисправностей

    Поговорим о том, как обнаружить неисправности по особым признакам, а также исправить их.

    1. Если сцепление ведет, в этом могут быть виноваты:

      Недостаточный ход педали, возможно, слишком тугое нажатие. Поможет регулировка привода;

    2. Пробуксовывает, то есть – недовключается. Возможные причины:

    • Пригорели или износились фрикционные накладки ведомого диска. «Лечится» заменой;
    • Замаслились поверхности маховика, обеих дисков. Эти признаки также косвенно свидетельствуют о том, что пора менять сальники двигателя и коробки передач. Также нужно проверить, нет ли подтекания масла через болты, крепящие маховик. В этом случае их лучше посадить на герметик. А замасленные части – промыть (обычно используется уайт-спирит);
    • Заедает привод. Проверить, заменить то, что повреждено.

    3. Работает, но рывками. Вызвать такую работу сцепления могут:

    • Попадание масла на поверхности, о чем сказано выше;
    • Заедания в приводе. Проследите «цепочку», устраните неисправности;
    • Деформации или повреждения в нажимном диске, требующие замены кожуха вместе с диском.

    4. Сильно шумит, когда включается. Скорее всего, это признаки того, что поломались пружины в демпфере. Меняют весь ведомый диск в сборе.

    5. Сильно шумит, когда выключается. Первый подозреваемый – подшипник выключения. Он может износиться, повредиться, терять масло. Поэтому, естественно, такой подшипник лучше заменить.

    6. При продолжительной работе сцепление может резко выключиться. Причина чаще всего в том, что заел выжимной подшипник. Он находится на направляющей втулке КПП. Изношенный подшипник нужно поменять на новый.

    Бывают также другие проблемы. Например, сцепление очень тугое, или же пропало при обгоне. При такой неприятности еще можно потихоньку доехать до гаража, но если сцепление пропало совсем, ехать нельзя, нужно вызывать эвакуатор.

    Рассмотрим, как правильно его демонтировать, отремонтировать, затем собрать.

    Чаще всего нужно снимать КПП, особенно если нужна замена, а не просто регулировка. При этом не обязательно сливать из коробки масло.

    Для определения неисправности кулисы рекомендуется ознакомиться со следующим материалом: https://vazweb.ru/desyatka/transmissiya/kulisa.html

    • Отключить АКБ;
    • Снять воздушный фильтр;
    • Отсоединить жгут проводов;
    • Автомобиль приподнять, затем ослабить (справа) гайку привода сцепления и открутить полностью слева;
    • Снять рычаг подвески, шаровую опору;
    • Снять нижнюю защиту двигателя;
    • Отсоединить тягу коробки передач;
    • Снять картер сцепления и внимательно осмотреть. Основные дефекты, которые может иметь картер – это трещины, износ резьбы или лап, с помощью которых он крепится. Новую резьбу можно нарезать, трещины заварить, таким образом, вернув картер в рабочее состояние;
    • Поддомкратив двигатель, снять КПП, получив полный доступ к элементам сцепления.

    Также возможна замена сцепления без полного снятия коробки передач:

    После ремонта, возможно, вы отметите, что сцепление слишком тугое. Но это легко исправить, не разбирая всей системы – со стороны салона, подрегулировав ход педали.

    Муфта сцепления: уверенное управление сцеплением автомобиля

    В сцеплении фрикционного типа прерывание потока крутящего момента при переключении передач реализовано разъединением нажимного и ведомого дисков. Отвод нажимного диска выполняется посредством муфты выключения сцепления. Все об этой детали, ее типах, конструкции и правильном выборе — читайте в статье.

    Что такое муфта сцепления?

    Муфта сцепления (муфта выключения сцепления, нажимная муфта) — узел фрикционного сцепления в трансмиссии с ручным управлением; компонент привода сцепления, обеспечивающий его выключение при переключении передач.

    Муфта выключения сцепления выполняет две функции:

    • Крепление и правильное позиционирование подшипника выключения сцепления (выжимного подшипника);
    • Передача усилия от привода сцепления (от вилки выключения сцепления) на подшипник и далее на лепестки диафрагменной пружины/рычаги;
    • Защита выжимного подшипника от механических воздействий и износа (предотвращает поломки и износ подшипника, возможные при прямом контакте с ним вилки).

    Обратите внимание: термин «муфта сцепления» также используется по отношению к более крупному узлу — автомобильному сцеплению различных типов (как правило — к фрикционному одно- и двухдисковому). В данной статье рассматриваются именно муфты выключения сцепления.

    Типы и конструкция муфт сцепления

    Все муфты выключения сцепления имеют принципиально одинаковое устройство, отличаясь деталями. В общем случае это цельная цилиндрическая деталь, которую условно можно разбить на несколько частей:

    • Посадочное отверстие — отверстие вдоль оси муфты для ее посадки на первичный вал коробки передач;
    • Упорные поверхности — прямоугольные упорные площадки или штыри (два штуки) для соединения с вилкой выключения сцепления;
    • Посадочное место подшипника выключения сцепления — расширенная часть в виде стакана или трубчатая часть для монтажа выжимного подшипника.

    Муфта сцепления может изготавливаться из чугуна и стали, сегодня все более широкое применение находят и пластиковые детали. Муфты отличаются конструкцией упорных поверхностей под вилку (соответственно, и конструкцией совместимых вилок выключения сцепления) и способом монтажа выжимного подшипника.

    По конструкции вилок и упорных поверхностей под них муфты выключения сцепления бывают:

    • С плоскими площадками без фиксации вилки;
    • С цилиндрическими штырьками;
    • С различными системами для сочленения муфты с вилкой (посредством болтов или шплинтов).

    Как правило, муфты с плоскими площадками не имеют соединения с вилкой выключения сцепления — она подводится к муфте только в момент переключения передач, обратный возврат муфты в этом случае осуществляется за счет упругости пружин корзины сцепления. Муфты со штырями или сочленением постоянно соединены с вилкой, поэтому они подводятся к корзине сцепления в момент переключения передачи, а затем принудительно отводятся от нее. Для защиты мест контакта с вилкой от интенсивного износа могут дополнительно использоваться контактные площадки из более твердых материалов.

    По типу монтажа выжимного подшипника муфты бывают:

    • С внутренней установкой подшипника — на муфте выполняется посадочное отверстие в виде стакана, в который вкладывается подшипник;
    • С наружной установкой подшипника — на муфте выполняется трубчатая часть, на которую напрессовывается подшипник.

    На муфтах могут использоваться упорные или радиально-упорные подшипники различной конструкции. Широкое применение нашли самоустанавливающиеся подшипники, способные лучше работать в условиях постоянно меняющихся осевых нагрузок.

    Принцип работы и место муфты сцепления в трансмиссии автомобиля

    Муфта выключения сцепления входит в состав фрикционного сцепления, она располагается на первичном валу КП с возможностью осевого перемещения вдоль него. Со стороны установки выжимного подшипника муфта прилегает к лепесткам диафрагменной пружины или рычагам нажимного диска сцепления. Муфта соединяется с вилкой выключения сцепления и может с ее помощью совершать осевые перемещения вдоль первичного вала КП.

    При необходимости переключить передачу водитель нажимает на педаль сцепления, с помощью привода педаль воздействует на вилку — она смещается в сторону корзины сцепления и толкает соединенную с ней муфту. Муфта вместе с подшипником подходит к лепесткам диафрагмы или рычагам и толкает их — это приводит к отводу нажимного диска от ведомого и поток крутящего момента от двигателя на КП прерывается, можно безопасно переключить передачу. После включения нужной передачи водитель отпускает педаль сцепления, вилка под воздействием пружины возвращается в первоначальное положение, отводя или освобождая муфту сцепления. Пружины корзины сцепления освобождаются, нажимной диск снова прижимается в ведомому — поток крутящего момента от двигателя на КП восстанавливается.

    В зависимости от конструкции, при выключенном сцеплении муфта с подшипником могут либо полностью отводиться от корзины сцепления, либо постоянно иметь контакт с лепестками диафрагменной пружины/рычагами. Однако в обоих случаях муфта находится в свободном положении (без прижима) и не оказывает влияния на работу сцепления.

    Выбор и замена муфты сцепления

    Муфта сцепления работает в условиях изменяющихся нагрузок, поэтому с течением времени она изнашивается и повреждается. Еще более риску поломок подвержены выжимные подшипники. При возникновении неисправностей эти детали не ремонтируют, а полностью меняют. Признаками неисправностей муфты являются проблемы с переключением передач — изменение хода педали сцепления, снижение или повышение сопротивления педали нажиму, недостаточное выключение сцепления, появление посторонних звуков при переключении передач и т.д. О поломке подшипника, как правило, дополнительно свидетельствует характерный шум при выключении сцепления.

    При выборе новой муфты выключения сцепления необходимо ориентироваться на размеры и конфигурацию старой. Лучше всего покупать муфту того же типа и каталожного номера, что и старая. Однако в ряде случаев возможно применение аналогов, которые подходят по размерам, типу и расположению упорных площадок под вилку, посадочного места подшипника и посадочного размера под первичный вал КП. При установке муфты с другими размерами и конфигурацией сцепление будет работать некорректно, или вовсе перестанет выполнять свои функции. При верном выборе сцепление будет выключаться быстро и надежно, обеспечивая простое и безопасное переключение передач.

    Ссылка на основную публикацию